В Церкви Ингрии существует многовековая традиция сотрудничества с Евангелическо-лютеранской Церковью Финляндии и входящими в нее приходами, миссионерскими обществами, движениями пробуждения, иными духовными объединениями. Мы и сами отправляли в Финляндию на учебу учителей, катехетов, диаконисс. Многие российские пасторы учились за границей. В свою очередь, жители Финляндии приезжали учиться и работать в Россию. Многие выдающиеся деятели Великого княжества Финляндского получили образование или профессиональный опыт в различных частях Российской империи. Наши финские друзья помогали нам в советское время и в период возрождения Церкви Ингрии. Мы приглашали десятки, если не сотни, пасторов, преподавателей теологии, диаконических работников и проповедников в Учебный центр и в приходы нашей церкви. Церковь Ингрии рукоположила в пасторы несколько десятков финских граждан, чтобы они помогали в разных сферах церковной жизни.
В 2016 году епископ Церкви Ингрии Арри Кугапии сказал, что часто посещающих Церковь Ингрии проповедников было бы хорошо рукоположить в диаконы, однако предварительно им необходимо получить образование, аналогичное тому, что получают диаконы Церкви Ингрии. Многие из этих людей уже десятилетиями служили проповедниками как в Финляндии, так и в России, однако они исполняли свои обязанности на основании призвания со стороны финских движений пробуждения. Церковь Ингрии является самостоятельной церковью, поэтому было бы правильно, чтобы призвание на служение и наделение пасторскими полномочиями осуществлялось в рамках нашей структуры.
Теологический институт Церкви Ингрии в сотрудничестве с действующим в Финляндии Представительством Церкви Ингрии начали обсуждать набор курсов, необходимых иностранным проповедникам. После этого церковь пригласила на совещание финляндские партнерские организации, которые дают богословское образование. На приглашение откликнулись Теологический институт Финляндии, Евангелическое училище Каркку, Библейское училище Финляндии и Училище народной миссии. Каждому учащемуся церковь назначила своего руководителя. Это были магистры теологии и пасторы Церкви Ингрии.
Позднее было решено также засчитывать то теологическое образование, которые давало лестадианское объединение Laestadianernas Fridsföreningars Förbund в Пиетарсаари. Если у учащегося уже было предыдущее образование, например, теологическая магистратура (160 учебных недель) или бакалавриат (120 учебных недель), или, например, если у него за плечами была годичная библейская школа, это принималось во внимание. Часть курсов (например, курс по Книге Согласия) была организована в виде учебных периодов. Историю, географию и культуру России, особенности пасторского служения в Церкви Ингрии и другие важные для Церкви Ингрии вещи изучали на курсах выходного дня с использованием дидактических пособий. Большую часть учебного материала студенты осваивали, читая книги и сдавая по ним экзамены, также они писали эссе и исследования по разным темам.
По завершении обучения каждый прошел собеседовение с Епископским советом.
Суть такова: Церковь Ингрии хотела прояснить статус иностранных проповедников, посещающих церковные пробства и приходы.
пастор Юха Саари
перевод с финского Дарьи Шкурлятьевой