13 октября 2023 г. решением XXXV Синода Церкви Ингрии был создан Образовательный отдел. Предлагаем вашему вниманию интервью с руководителем отдела — викарием епископа по образовательным вопросам пастором Михаилом Ивановым.
— Пастор Михаил, в Церкви Ингрии сейчас мощная реструктуризация системы управления: меняется количество отделов, их название, перераспределяются обязанности. Вы теперь викарий епископа по образовательным вопросам. Расскажите, пожалуйста, читателям о Вашей новой должности.
— Викарий по образовательным вопросам — это человек, который призван отвечать за образовательные процессы в Церкви Ингрии на всех уровнях: от воскресной школы до Теологического института. Например, есть потребность в методических пособиях на всех уровнях образовательной деятельности. Нужно помогать приходам в организации постоянно действующих курсов по основам христианской веры. Обсуждается организация в Петербурге очно-заочного бакалавриата по теологии — для тех людей, которым неудобно ездить в Колтуши.
Викарий по образовательным вопросам должен не только осуществлять контроль образовательной деятельности, не только ставить задачи перед разными отделами Церкви Ингрии и перед пасторами, которые служат в приходах, но и максимально стимулировать процесс, чтобы образовательная деятельность велась и развивалась. Лютеранская Церковь — это церковь учащая. Наша главная харизма, которая должна быть всегда на первом месте, — духовное образование, обучение людей. Если люди будут правильно научены вере, они смогут правильно жить по этой вере. Из ортодоксии вырастает ортопраксия, и никогда наоборот. Верное учение ведёт к верной жизни, неверное учение ведёт к неправильной христианской жизни.
Надеюсь, у меня будет достаточно много квалифицированных, заинтересованных и мотивированных помощников, которые смогут заниматься различными областями образовательной деятельности. Знаю немало талантливых служителей, кого нужно будет привлекать к работе. Думаю, что если объединить людей с дидактическим складом ума, скоординировать их усилия, они будут способны поднять образовательную работу Церкви Ингрии на качественно новый уровень.
— Как соотносятся Ваши обязанности с обязанностями ректора ТИЦИ?
— Система примерно такая же, как взаимодействие между пробстом и приходами. Пробст не подменяет собой настоятелей приходов, которые работают в своих структурных единицах, но пробст задаёт некий вектор, в какие-то моменты ставит задачу, а в какие-то моменты мудро не вмешивается в происходящее, чтобы не мешать хорошим процессам, не нарушить их.
— То есть Вы своего рода «пробст по образованию»?
— Да. Никаких конфликтов интересов, я думаю, возникать не будет, все вопросы будут решаться коллегиально, без деспотических решений.
— Весной был опыт проведения в Кафедральном соборе конференции по Книге Руфь. Сейчас готовится сборник докладов. Планируете ли продолжить проводить подобные конференции, издавать подобные сборники? Вы сторонник научного или научно-популярного формата?
— Если честно, я сторонник (фанат, можно сказать) научно-популярного формата. Сугубо научный формат нужен, но научная литература (если говорить об издательской деятельности) ориентирована на очень узкий круг читателей, это во многом имиджевая вещь. Она нужна, чтобы быть замеченными на научном богословском поле — чтобы показать, например, что мы способны подготовить серьёзное научное издание. Это хорошо, но если мы говорим об образовании прихожан, то тут, конечно, сугубо научной литературы просто не требуется, объективно говоря. Здесь нужен именно научпоп, чтобы доходчивым языком объяснять сложные, актуальные, востребованные вещи. Должно быть то и другое, но очень важно понимать приоритетность. То, что относится к имиджевому компоненту, к формированию имиджа в научной среде, — оно прекрасно, но не первостепенно. Те, у кого такой талант есть, должны его реализовывать, но наша главная задача — насытить книжные полки в приходах, христианских магазинах богословской, экзегетической литературой со здравым лютеранским учением, чтобы её хотелось: а) купить; б) прочесть; в) посоветовать кому-то ещё. В этом отношении мы страшно проигрываем другим протестантским конфессиям. Если посмотреть на объёмы издательской деятельности тех же баптистов, то они обходят нас даже не на голову, не на корпус, — их уже и не видно, настолько далеко вперёд они ушли.
— Есть ли желание написать новые богословские комментарии?
— Желание есть. У меня почти готовы три книги. Но моя задача, как мне кажется, в том, чтобы стимулировать и других к написанию книг. Это не обязательно должна быть именно экзегетическая литература, это может быть художественная христианская литература, душеполезное чтение, размышления… Очень важно, чтобы мы не только вышли в медийное пространство (трансляции богослужений, записи проповедей — хорошо, что всё это появилось на страничках приходов), но и показали, что у нас есть ищущие, реагирующие на различные нужды людей священнослужители.
— Будете ли взаимодействовать с Богословской комиссией, Литургической комиссией?
— Моя задача — взаимодействовать со всеми структурными подразделениями. Богословская и литургическая комиссия, ТИЦИ — это первые подразделения, с которыми нужно будет наладить постоянную работу. Мне кажется, одна из приоритетных задач — реанимировать Богословскую комиссию и Литургическую комиссию, поставить перед ними конкретные задачи, ответить наконец на те вопросы, на которые мы пытаемся ответить уже несколько лет: по поводу развода, по поводу препятственности к служению и т. д. О богодухновенности Писания мы так и не подготовили документ к утверждению на Синоде. У нас масса добрых начинаний — мы что-то начинаем, потом активно дискутируем, полемизируем, потом возникают какие-то трудности и проект уходит в стол… Это очень обидно. Если мы не будем отвечать на злободневные вопросы, то мы даже в глазах наших прихожан потеряем интересность, будем как музей, в котором повторяются одни и те же слова и не даются адекватные ответы на актуальные вопросы.
— С какого числа Вы планируете приступить к новым обязанностям?
— Викарием по образовательным вопросам я являюсь уже с середины лета. На Синоде был создан Образовательный отдел, для которого намечен план работы. Сейчас основная задача — это собрать статистические данные, провести исследование, выяснить качество образования пасторов, затем выяснить, как обстоят дела с обучением приходских сотрудников — понять, каков уровень их духовного образования и подготовки, выявить их заинтересованность в продолжении образования, в повышении образовательного уровня, темы, которые их интересуют, что действительно для них актуально, что вскрылось в ходе служения, о чём не рассказывали или рассказывали недостаточно.
Нужно также провести исследование (выяснить именно на уровне статистики) качества духовного образования прихожан, которые прошли конфирмационное обучение: что конфирмированный прихожанин знает, насколько много прихожан остаётся после прохождения Конфирмации через год, через два, через три. Когда мы видим, что люди со временем теряют интерес к церкви, часто здесь не их вина (хотя иногда бывает, что грех уводит человека из церкви).Очень часто человек перестаёт ходить на богослужения, участвовать в приходской жизни, потому что элементарно перерастает тот духовный уровень, который находит в общине, и ему становится недостаточно. Он уже подрос до того духовного возраста, когда требуется, как говорит Апостол Павел, более твёрдая пища, а его продолжают кормить молоком…
Одна из идей — создать систему непрерывного обучения (подготовительная школа, конфирмационная школа, постконфирмационное обучение), которая позволит всё время стимулировать прихожан открывать для себя что-то новое, узнавать Писание и жить более качественной христианской жизнью. Это требует довольно обширной подготовки, важно иметь чёткую картину перед глазами.
Итак, прежде всего, нужно будет попытаться создать команду, поставить задачи и по мере сил их достигать. Я рад, что Церковь Ингрии доверила мне эту область. Посмотрим, что из этого получится.
Беседовала Дарья Шкурлятьева
На фото: выступление пастора Михаила Иванова на XXXV Синоде Церкви Ингрии
Автор фото: Лилианн Кескинен