С 11 по 14 июня 2024 г. в Аргентине проходила VIII Всемирная конференция семинарий. Встреча была организована Международным лютеранским советом, объединяющим консервативные лютеранские Церкви по всему миру. Тема конференции: «Церковь и государство: вызовы и возможности для семинарского образования». В мероприятии приняли участие представители семинарий и теологических программ из 21 Церкви в 19 различных странах, а также значительное число гостей. На конференции в Буэнос-Айресе были представлены Англия, Аргентина, Венесуэла, Гана, Германия, Индия, Канада, Кения, Латвия, Нигерия, Норвегия, Парагвай, Россия, США, Танзания, Того, Уганда, ЮАР и Южная Корея. К сожалению, не все желающие имели возможность посетить конференцию. Так, представители бразильской семинарии не смогли прибыть, потому что всё ещё вынуждены принимать меры по устранению разрушительного весеннего наводнения.
Теологический институт Церкви Ингрии представлял ректор пастор Константин Субботин.
Конференция проходила на базе семинарии Евангелическо-лютеранской Церкви в Аргентине (Iglesia Evangelica Luterana Argentina). В следующем году их Церковь будет праздновать своё 120-летие. В 2022 г. она отметила 80-летие семинарии.
Краткие тезисы некоторых докладов
Епископ Миссионерской епархии в Финляндии Юхана Похьола, «Церковь и государство. Теологические перспективы». В разные периоды истории существовали различные подходы к вопросу о духовной и земной власти: государство доминировало над Церковью, Церковь имела власть над государством, либо они действовали как совершенно различные образования, никак не соотносящиеся друг с другом. Лютеранский же взгляд, по мнению епископа Юханы Похьолы, таков, что три установления – Церковь, брак, светское государство – были учреждены Богом и являются Его благими дарами. Поэтому христиане призваны принимать активное участие во всех этих сферах, признавая тот факт, что власть светского государства не абсолютна, но ограничена. Христианам следует не отделять себя от государства, но проводить различие между светской властью и Церковью, не смешивая их. Светские власти не должны вмешиваться в священное призвание Церкви проповедовать Христово спасительное Евангелие. В свою очередь, Церковь не может использовать силу меча и принуждения, осуществляя свою миссию, или сосредотачиваться на светских и земных вопросах, которые затеняют её истинное предназначение. Государство основано на Законе и управляется разумом и справедливостью, которые укоренены в нравственной природе человека и записаны в его сердце. Государство обращено к вещам этого мира. Однако Церковь основывается на Евангелии. У неё, совершающей служение Слова и таинств, другие методы и цели в отличие от светских властей. Она всегда должна оставаться Христо- и крестоцентричной, ориентированной сотериологически.
Епископ Юхана Похьола также остановился на учении Мартина Лютера о двух типах праведности применительно к Церкви и государству. Божьи благие дары в виде Церкви и государства могут быть испорчены людьми и использоваться для того, чтобы подвергать гонениям истинную Церковь. Долг Церкви – пред лицом внешнего давления повиноваться своей совести и Божьему Слову. Церкви послеконстантиновской эпохи важно заново научиться жить, как доконстантиновская Церковь.
И. о. президента Лютеровского теологического университета в Южной Корее, д-р пастор Джун-Хён Ким, «Ситуация в Корее и христианское образование». Доклад был посвящён тем случаям, в которых никогда в истории страны христиане не составляли большинства. Во времена японского господства в Корее многие христианские школы предпочли закрыться, но не впасть буквально в идолопоклонство, которого от них требовали японцы. Поскольку христианские миссионеры сыграли значительную роль в обретении Кореей независимости, власти позволили открыть новые христианские учебные заведения. Однако в наше время корейские церкви стали уделять чрезмерное внимание социальным вопросам, что привело к отношению к ним как к политическим собраниям. В таком контексте светские власти стали рассматривать христианское образование, скорее, как некое препятствие. В стране нарушаются некоторые свободы, которые должны быть у церковных образовательных учреждений, – а именно право выбирать нанимаемый персонал. Пастор Джун-Хён Ким подчеркнул, что Церковь может стремиться к социальным преобразованиям, однако второстепенное не должно заслонять главное: прославление Бога и служение Ему. Церковь призвана быть смиренной и верной в том деле, которое ей поручено, а не возглавлять движения по улучшению этого мира.
Профессор аргентинской Семинарии «Конкордия», д-р пастор Клесио Шадех, напротив, говорил о странах, где некогда христиане составляли большинство, но к настоящему моменту ситуация изменилась. Когда-то было много христиан на территориях современных Ирана и Ирака. Даже в то время, пока эти регионы постепенно становились мусульманскими, христиане на Востоке играли решающую роль в политике и культуре. Однако со временем терпимость сменилась враждебностью, и число христиан сильно сократилось, теперь они составляют очень незначительное меньшинство.
В других частях света, таких как Европа, христиане, также составлявшие большинство, могли объединяться и восставать против неправедных светских и церковных властителей. «Сегодня мы живём в постсекулярном контексте “обесцененных ценностей”», – сказал пастор Клесио Шадех. Задача христиан – провозглашать Божье Слово, верно различая Закон и Евангелие, веруя в то, что Слово действительно соделает то, что оно обещает. Потому задача теологического образования – готовить людей верно провозглашать это Слово в мире и для мира, не полагая чрезмерного попечения о временных церковных структурах.
Преподаватель канадской Лютеранской теологической семинарии «Конкордия», д-р пастор Джеймс А. Келлерман рассказал о религиозной ситуации в своей стране. Наблюдается упадок религиозности и всё возрастающая роль секуляризации. Отчасти эту секуляризацию сдерживают мигранты, потому что они более религиозны, нежели сами канадцы. Однако уже их детям приходится также принять светские ценности и стать столь же безразличными к религии, как и местное население. Религия играет очень незначительную роль в образовании после школы и совершенно не влияет на политику. Существует, скорее, антирелигиозная пропаганда. В некоторых местах действует Закон об уважении к светскому статусу лиц (Act Respecting the Laicity of the People), запрещающий государственным служащим, включая учителей, носить религиозную символику. Из-за падения интереса к религии семинарии и религиозные колледжи также испытывают кризис. Кроме того, существует некоторое давление со стороны академических кругов. К примеру, может запрещаться преподавание, выражающее какие-либо религиозные взгляды. Для христианских семинарий, нередко расположенных на территории университетов, это составляет немалую проблему.
Ректор Теологической семинарии Сибирской Евангелическо-лютеранской Церкви пастор Алексей Стрельцов, «Обучение пасторов в постхристианском мире: существуют ли альтернативы классической семинарии?» Поскольку семинарии по всему миру становятся всё менее жизнеспособны, лютеранским Церквям необходимо подготовить «план Б» для того, чтобы обеспечить подготовку пасторов в таких условиях, когда обычное семинарское образование станет невозможно. Пастор Алексей Стрельцов предложил модель «учитель-ученик» – этот подход использовал Сам Христос. Это позволило бы епископам и пасторам личным примером готовить отдельных студентов к служению.
Ректор индийской Теологической семинарии «Конкордия», д-р пастор П. Р. Селварай говорил о тех сложностях, с которыми сталкиваются христиане в его стране. Индия является светским государством. Конституция гарантирует свободу вероисповедания всем людям, включая свободу совести и право исповедовать религию, отправлять религиозные обряды и распространять свои убеждения. Однако с 1980-х гг. возникло идеологическое движение под названием «Хиндутва». Оно призывает к оправданию индусского национализма. Активисты движения хотели бы создать «индусскую нацию» и устранить все препятствия на пути к своей цели. Обращению в другие религии оказывается суровое сопротивление. В нескольких штатах приняты законы против обращения из индуизма в христианство, существуют движения, борющиеся за обратный переход христиан в индуизм, возможны насильственные преследования. Толпы фанатиков нападали на церкви, миссионерские школы, прерывали молитвенные собрания, избивали пасторов и практикующих христиан, обвиняя их в насильственных обращениях других людей (на это существует государственный запрет). Власти либо закрывали глаза на подобные случаи применения насилия, либо сфабриковывали уголовные дела против самих же потерпевших. Другие проблемы, с которыми приходится сталкиваться христианам, – дискриминация на работе или увольнение, постоянное давление, направленное на то, чтобы христианин отрёкся от своей веры, и даже убийства.
«Хиндутва» обвиняет христианство в теологическом эксклюзионизме – в противоположность представлению о плюралистичном и инклюзионистском характере индуизма. Отвергается даже либеральное христианство, отличающееся гораздо большим инклюзионизмом. Поэтому христиан пытаются представить как угрозу общественной гармонии и мирному сосуществованию. Иронично, что на самом деле в описанной ситуации именно «Хиндутва» угрожает индийскому мультикультурному обществу. Подвергаются насилию не только христиане, но и различные иные группы. Так, государственные законы, запрещающие убивать коров (священных животных в индуизме), спровоцировали нападения на мусульман, неприкасаемых, племена адиваси.
Различные христианские группы предприняли попытки дать ответ такому «политическому индуизму». Пастор П. Р. Селварай озвучил тот ответ, который был сформулирован с точки зрения лютеранского понимания Церкви и государства. Христианам в Индии следует сосредоточиться не на своих учреждениях и институтах, а на общении святых в Слове и таинствах. Это даёт Церкви уникальное видение своей миссии. Она способна преодолеть узкий партикуляризм и принять разнообразие и плюралистичность как внутри себя самой, так и поделиться таким взглядом с людьми и за её границами, достигая также тех, кто питает ненависть к Церкви. Церкви не нужно вступать на путь ответного насилия или стремиться к светскому могуществу. Но принимая во внимание учение Лютера о двух Царствах и разделяя светскую и духовную власть, Церкви не следует молчать. Её голос должен решительно звучать против несправедливости, насилия и притеснения. Учение Лютера о двух Царствах – это очень хороший источник для того, чтобы сделать христианские теологические голоса в Индии более внятными. Лютер называл то, что совершает Бог в земной сфере, «Царством левой руки»*. Наш Творец создал людей, объединённых общей природой, различными, со своими особенностями. Это хороший отправной пункт для теологической мысли, призванной ответить на идеологию движения «Хиндутва».
По материалам сайта Международного лютеранского совета
__________
* «Царство левой руки» – государство, обязанное поддерживать светский порядок в обществе. «Царство правой руки» – Церковь, имеющая обязанность проповедовать Евангелие.