Идея создания общины для христиан-евреев принадлежала Церкви Ингрии и финским миссионерам из общества «Сеятель» / «Кюльвяйя» (Kylväjä). В 2005 г. епископ Арри Кугаппи освятил часовню. В прошлом году община была зарегистрирована в качестве местной религиозной организации. Мы попросили настоятеля прихода Св. Иоанна Крестителя диакона Алексея Каргальцева немного рассказать о приходе и специфике его служения.
— Скажите, пожалуйста, сколько в общине состоит этнических евреев?
— Таких прихожан большинство, по этнонациональному составу именно евреев около двух третей. При этом наши прихожане до прихода в церковь как бывшие советские люди не были верующими в принципе, ни в иудейском, ни в христианском смысле. Они открывали для себя богатый мир религии. Их этничность в данном случае стала путём присоединения к конкретной христианской общине, она упрощала это присоединение. У людей был духовный голод. Из религиозных иудейских традиций в их памяти оставались только какие-то семейные традиции, праздничные блюда и др.
— Знают ли прихожане древнееврейский или современный иврит?
— Сейчас практически нет. Некоторые финские миссионеры, которые ориентировались на работу среди евреев, владели ивритом, соответственно, могли читать и Ветхий Завет в оригинале. Но это знание имело именно практическое применение.
— В переписке с Иеронимом Августин писал: «Если же на нас будет возложена обязанность принимать евреев с их установлениями и им будет позволено соблюдать в Церкви Христовой то, что они практиковали… скажу, что думаю, – то не они станут христианами, а нас сделают иудеями». Как бы Вы оценили это высказывание?
— Сегодня среди нас контекст, в котором это писалось, уже утрачен. Мы живём в секулярном, безбожном мире, за религиозными порядками может обнаружиться духовная пустота… Вера не является вещью, само собой разумеющейся, в любой традиции. Поэтому сегодня диалог христиан и иудеев зависит от того, стоит ли у них религиозная вера за этой традицией. Во времена Августина было иначе.
— Насколько применимо к общине именование «мессианские евреи»?
— Наверное, отцы-основатели общины полагали, что это и будут мессианские евреи. Но это определённое религиозное течение, где основная черта – проповедь иудеохристианам, т. е. тем, кто из христиан-евреев стараются соблюдать то, что предписывает иудейский Закон. Эта дискуссия длится ещё с I в.: необходимо ли обрезание? В нашей общине этого нет. Изначально предполагалось, что те люди, которые придут, будут носителями иудейской традиции. Но их нет.
— Значит, вы не соблюдаете иудейские праздники?
— Мы не соблюдаем их как праздники, но вспоминаем как события священной истории. Конечно, мы не празднуем их так, как это принято в иудаизме, у нас нет иудейских постов, например.
— Иногда люди интересуются: почему, находясь во дворе кафедрального собора, община собирается на богослужение отдельно?
— Думаю, это больше дело привычки.
— Есть ли у прихода миссионерский потенциал?
— Он есть, потому что в городе много протестантских еврейских организаций, есть такая потребность. Мы бы хотели, чтобы вокруг нас собиралось еврейское протестантское движение.
Добро пожаловать на богослужения каждое воскресенье в 15:00! По традиции прихода в качестве заключительного гимна на богослужении исполняется песнопение «Шма Исраэль / Слушай, Израиль» (см. первое фото).
Адрес: ул. Большая Конюшенная, д. 4-6-8Б.
Беседовала Ольга Рудая