C 19 марта 2024 г. в СПбГУ проходит LII Международная научная филологическая конференция им. Л. А. Вербицкой.
20 марта к. ист. н., магистр теологии диакон Алексей Каргальцев выступил с докладом на секции «Библия и христианская письменность» на кафедре библеистики. Тема доклада: «Страсти Святой Марцианы»: к вопросу о структуре и исторической достоверности памятника».
Сохранившаяся редакция памятника (предположительно V в.) рассказывает о событиях в Кесарии Мавретанской в годы Великого гонения Диоклетиана, жительница которой, христианская дева Марциана, разбила статую богини Дианы и за это сначала была брошена в тюрьму гладиаторской школы города, а после претерпела мученичество на арене амфитеатра. С одной стороны, здесь просматривается очевидное противопоставление языческого и христианского культов, с другой – в поступке девушки нет мотивов, характерных для времени Великого гонения. Не упоминаются эдикты Диоклетиана, не звучит требование отречься от веры или принести жертвы языческим богам. Уничтожение языческой статуи относит нас, скорее, к эпохе середины IV в., когда радикальные донатисты, с которыми активно боролась Церковь, терроризировали города Северной Африки, уничтожая все, что им представлялось безбожным. Именно образ и поступок Марцианы, а не ее мученичество, находятся в центре внимания автора. Существовало общее мнение христиан той эпохи, что подлинное мученичество не может быть спровоцировано самим героем, но является наказанием безвинного за его веру. В этом отношении история Марцианы совершенно нетипична. Главными героями второй части произведения являются иудеи. Именно они выступают гонителями девушки, последовательно добиваются мучительной расправы над ней, а в конце получают заслуженное наказание от Бога. Можно предположить, что христианский антисемитизм IV в. объясняется двусмысленностью отношений Церкви и государства этого времени, когда, с одной стороны, христианство уже не только легальная, но и господствующая религиозная традиция в Империи, с другой, сохраняются языческие традиции. В такой ситуации открыто выступать против государственного язычества и политики гонений недавнего времени уже не так просто, и обвинение падает на иудеев. «Страсти Марцианы» представляют собой интереснейший памятник эпохи, позднейшей по отношению к Великому гонению, но в полной мере отразивший центральные темы и сюжеты, характерные для латинского Запада.
Полную программу конференции см. ниже.