10-11 октября 2025 г. кантор Выборгского прихода Свв. Петра и Павла, соискатель Казанского (Приволжского) федерального университета Дарья Шкурлятьева приняла участие в VIII Конгрессе Русского религиоведческого общества, который проходил во Владимирском государственном университете им. А. Г. и Н. Г. Столетовых.
Доклад Дарьи Шкурлятьевой, прочитанный на заседании секции «История и методология религиоведения», был посвящён теме «Музыкальное религиоведение: потенциал институциализации, предметное поле, интегративная методология».
Почему в Цюрихе после реформ Ульриха Цвингли более трёх столетий царило органное молчание, а теперь на реформатских богослужениях вновь звучит органная музыка? Почему французские кальвинисты в опере Дж. Мейербера «Гугеноты» поют лютеранский хорал? Почему Макс Вебер в своём знаменитом труде «Протестантская этика и дух капитализма» упоминает хоралы Мартина Лютера и Пауля Герхардта? Над этими и многими другими подобными вопросами интересно размышлять с двух ракурсов: музыковедческого и религиоведческого.
Для религиоведов девизом являются слова основоположника религиоведения Макса Мюллера (1823–1900) «Кто знает одну религию — не знает ни одной». Вот почему религиовед, изучая, например, лютеранскую музыку, всегда будет стараться сопоставить её с музыкой других конфессий, найти её место в общей системе, разработать какую-либо классификацию. Главный религиоведческий метод — компаративистика (сравнение, сопоставление). Музыковеды, в свою очередь, изучая духовную музыку, как правило, начинают с музыкально-герменевтического анализа музыкальных жанров и выявления особенностей музыкального языка.
Религиоведы обычно изучают религиозный комплекс в целом (религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозные отношения, религиозные институты и организации). Музыковеды, как правило, сосредоточены на изучении первых двух компонентов — именно это и будет полем пересечения исследовательских интересов музыковедов и религиоведов.
Музыкальные издания религиозных организаций, статус и обязанности музыкальных служителей, использование музыкальных инструментов — всё это яркие свидетельства религиозной идентичности. По мнению Дарьи Шкурлятьевой, музыковедение и религиоведение способны сослужить друг другу добрую службу, их взаимодействие может быть эффективным и взаимополезным.
В отличие от юридического религиоведения (научного направления, основоположником которого является профессор Казанского университета, д-р филос. н., пастор Казанского прихода Анатолий Кириллович Погасий), музыкальное религиоведение — только зарождающееся научное направление.
Также в это месяце в «Известиях Иркутского государственного университета» вышла научная статья Дарьи Шкурлятьевой «Лютеранские сборники гимнов как отражение конфессиональной идентичности». Аннотация:
Выявлены особенности религиозной идентичности лютеранского протестантского сообщества, обладающего богатой музыкальной культурой. Сопоставлены два конкурентных религиозных дискурса, сформировавшихся в XVI в.: лютеранский и реформатский (цвинглианский, кальвинистский). Диалектическое взаимодействие данных дискурсов продолжается до сих пор, чем обусловлена актуальность исследования. Отмечается, что конфессиональная идентичность находит отражение не только в символах веры и богословских трактатах, но и в сборниках духовных песнопений, обладающих богатым семиозисом. Для компаративного анализа текстомузыкальных форм были выбраны сборники гимнов нескольких поместных лютеранских церквей, а также ряда нелитургических протестантских сообществ. Рассмотрена полемика касательно богослужебной реформы между Мартином Лютером и Андреасом Карлштадтом. Определено, что для лютеранского музыкально-литургического дискурса ключевым является понятие адиафоры. Показывается, что лютеране совершают свободный и сознательный выбор в пользу литургичности, об этом свидетельствуют структура богослужений, система богослужебных книг, литургический календарь. Выявлены следующие маркеры музыкально-литургической идентичности лютеран: сам факт наличия общецерковного сборника, его структура, григорианские распевы, инструментальное сопровождение, догматическая насыщенность. Сформулировано определение лютеранского гимна в широком и узком смыслах слова.


